Эволюция взгляда: как окно изменило архитектуру и наш образ жизни

Оглавление
Эволюция взгляда: как окно изменило архитектуру и наш образ жизни

Мы редко задумываемся о них — прямоугольные прорези в стенах, через которые мы каждый день смотрим на мир. Окна настолько привычны, что стали почти невидимыми в нашем восприятии архитектуры. Между тем, история окна — это история человеческой цивилизации, запечатленная в стекле, дереве и камне.

От дыры в стене до произведения искусства

Когда древние строители прорубили первые отверстия в стенах своих жилищ, они вряд ли думали о дизайне. Окно было сугубо утилитарным элементом — источником света и воздуха. В холодном климате эти отверстия закрывали тонко выскобленными пластинами из алебастра, слюды или рыбьими пузырями, натянутыми на деревянные рамы. В тёплых странах обходились ставнями или решетками.

Настоящая революция произошла с изобретением стекла. Хотя стеклоделие было известно в Древнем Египте и Месопотамии, технология производства оконного стекла распространилась в Европе только в период поздней Римской империи. В римских термах и виллах археологи находят фрагменты зеленоватого стекла, которое отливали в плоские формы.

После падения Рима искусство стеклоделия не исчезло, но трансформировалось. В средневековой Европе оконное стекло стало элементом роскоши, доступным преимущественно для церквей и дворцов. Витражи готических соборов превратили окно из элемента вентиляции в произведение искусства, рассказывающее библейские истории с помощью цвета и света.

Ренессанс и свет разума

«Больше стекла, чем стен» — так современники описывали Хардвик-холл, один из величественных особняков елизаветинской Англии конца XVI века. Эта характеристика хорошо отражает революцию в архитектуре, произошедшую в эпоху Возрождения, когда быстрое развитие стекольной промышленности сделало оконное стекло доступным для более широких слоев населения.

Хардвик-холл в Дербишире

Хардвик-холл в Дербишире

Историк архитектуры Хенти Лоув отмечает: «Это был переход от опасных к мирным временам, от древнего, грубого образа жизни к современному, элегантному». Стремясь максимально использовать дневной свет, строители создавали всё более смелые конструкции.

Однако вскоре последовала реакция классицистов. «Дома как птичьи клетки», — так пренебрежительно отзывались о елизаветинских особняках архитекторы XVII века, предпочитавшие более сдержанный подход к оформлению фасадов. Обилие окон казалось им проявлением дурного вкуса, а иногда и угрожало конструктивной прочности зданий.

Изящный дизайн Фоутэйнс Холл в Северном Йоркшире.

Изящный дизайн Фоутэйнс Холл в Северном Йоркшире.

Век раздвижных окон

Во второй половине XVII века в Британии произошло событие, навсегда изменившее облик жилой архитектуры — появилось раздвижное окно. Хотя его британское происхождение оспаривается (подобные конструкции уже использовались во Франции и Голландии), именно на Британских островах этот тип окна достиг совершенства и стал национальным архитектурным символом.

Новшество, вероятно, появилось при дворе короля Карла II, вернувшегося из изгнания во Франции. Первые раздвижные окна, не имевшие противовесов, были неудобны в использовании. Решающее усовершенствование произошло в период работы Кристофера Рена на посту главного королевского архитектора: в 1670-х годах появилось сбалансированное раздвижное окно, где тяжесть рамы компенсировалась противовесами.

Дизайн окон в период с 1660 до 1685, рисунок Роберта Крейфорда.

Дизайн окон в период с 1660 до 1685, рисунок Роберта Крейфорда.

К 1680-м годам сформировалась классическая прямоугольная двустворчатая форма раздвижного окна. Её потенциал для создания четко оформленного прямоугольного проёма с нейтральной сеткой оконных переплетов отвечал требованиям рациональности и пропорциональной простоты — «один большой глаз», как назвал такое окно английский поэт в 1681 году.

Загородный дворец Хэмптон-Корт, большинство исторических окон сохранились до наших дней.

Загородный дворец Хэмптон-Корт, большинство исторических окон сохранились до наших дней.

Окно эпохи Просвещения

XVIII век стал золотым веком оконного дизайна. Полностью развитое двустворчатое раздвижное окно стало универсальным элементом британской архитектуры, обеспечивая эффективную вентиляцию даже небольших помещений. Это достижение было особенно ценным для переменчивого британского климата — влажного, ветреного, но относительно мягкого.

Дом Брэдборн, Кент, 1713–15. Створчатые окна на главном фасаде.Типичный «современный» дом в Лондоне в сравнении с домом в «старинном стиле». (Роберт Моррис, «Эссе в защиту древней архитектуры», 1728)

Дом Брэдборн, Кент, 1713–15. Створчатые окна на главном фасаде.
Типичный «современный» дом в Лондоне в сравнении с домом в «старинном стиле». (Роберт Моррис, «Эссе в защиту древней архитектуры», 1728)

В отличие от континентальной Европы, где преобладали распашные окна-«французы», английское раздвижное окно позволяло регулировать вентиляцию от самой узкой щели до половины оконного проёма. Двустворчатая конструкция с противовесами, окончательно утвердившаяся к середине XVIII века, также обеспечивала естественную циркуляцию воздуха за счёт конвекции: тёплый воздух выходил через верхнюю часть, а свежий поступал через нижнюю.

Немецкий путешественник в 1786 году отмечал: «Дома в основном кирпичные и не имеют иного украшения, кроме больших, ухоженных окон, стёкла которых обрамлены тонким деревом, окрашенным в белый цвет».

Промышленная революция и новые материалы

XIX век, с его бурным развитием промышленности, принёс новые возможности для оконного производства. Технология изготовления большого листового стекла совершенствовалась, что позволило создавать окна с меньшим количеством переплетов.

Презентационный чертеж архитектора Дж. Б. Папворта, датированный 1828 годом, показывающий различные варианты расположения окон для жилищного проекта, включая боковые стекла. (Коллекция чертежей RIBA)

Презентационный чертеж архитектора Дж. Б. Папворта, датированный 1828 годом, показывающий различные варианты расположения окон для жилищного проекта, включая боковые стекла. (Коллекция чертежей RIBA)

К 1840-м годам в обиход вошло полированное литое стекло — самое качественное плоское стекло на рынке. Его применение позволило осуществить мечту неоклассицистов — заполнить оконный проём единым стеклом. Раздвижное окно с двумя стеклами — по одному в каждой створке — стало оптимальным решением для «картинного окна» в открывающемся формате.

Именно в это время сформировался прототип современного коммерческого здания с акцентом на непрерывное остекление фасада для максимизации естественного освещения и видов.

Помимо стекла, революционные изменения коснулись и рам. Металл постепенно начал соперничать с деревом. Первые чугунные окна появились уже в начале XVIII века, но широкое применение металлические рамы получили только в промышленной архитектуре XIX века. Промышленное производство стандартизированных окон снизило их стоимость и сделало доступными для массового жилья.

Борьба стилей: готика против классики

История окна в XIX веке — это история «битвы стилей». Как отмечал Джон Рёскин, контрастное отношение к свету и тени было краеугольным камнем, разделявшим готику и классику. В готике свет проникает внутрь объекта, акцент делается на затененные пустоты; в классике свет падает на объект, акцент делается на освещенный массив.

Готическое возрождение принесло разнообразие оконных форм, отходящих от прямоугольной схемы: стрельчатые, круглые, многолопастные. Важным элементом готического окна был не только его внешний вид, но и качество света — цветные стёкла создавали особую атмосферу внутри помещения.

Далвичский колледж, Камберуэлл, Лондон, окна в центральном блоке, ок. 1868, архитектор Чарльз Барри-младший.Общественная баня. (Фредерик Таундроу, «Архитектура в равновесии», 1933)

Далвичский колледж, Камберуэлл, Лондон, окна в центральном блоке, ок. 1868, архитектор Чарльз Барри-младший.
Общественная баня. (Фредерик Таундроу, «Архитектура в равновесии», 1933)

Сэр Джордж Гилберт Скотт, один из лидеров готического возрождения, сетовал в 1858 году: «В этой стране большая проблема в готической домашней работе — как должны открываться окна. Мы так привыкли к обычному раздвижному окну, что люди считают себя чуть ли не жертвами гонений, если их просят использовать какой-то другой способ открывания окон».

В жилой архитектуре компромисс был найден в так называемом стиле королевы Анны конца XIX века, совместившим атмосферные качества горизонтального окна с переплетами и высокий потенциал освещения высокого раздвижного окна.

Взгляд в будущее: модернизм и открытое пространство

Несмотря на некоторые модернистские тенденции в викторианском подходе к окнам, Британия медленно принимала научно-рационалистическую философию Современного движения, сводившего окно к стандартному устройству для впуска измеримого количества воздуха и света.

Архитекторы европейского континента, движимые кампанией за здоровую внутреннюю среду и стремлением к максимальному солнечному свету в зданиях, разработали новый язык прозрачности на основе металлического окна, листового стекла и стальной или бетонной каркасной конструкции с ненесущим фасадом.

«Я могу представить комнату, проемы которой заполнены цельными листами стекла, которые можно полностью поднимать или опускать, так что понятие окна уступает место колонне и арочному проему лоджии», — писал Патрик Аберкромби накануне Второй мировой войны, предчувствуя потенциал новой архитектуры.

Бывший гараж «Даймлер», улица Хербранд, Лондон, 1931, архитектор, «Уоллис, Гилберт и партнеры».

Бывший гараж «Даймлер», улица Хербранд, Лондон, 1931, архитектор, «Уоллис, Гилберт и партнеры».

Послевоенное время ознаменовалось кампанией «Строительство для дневного света», целью которой было максимальное использование естественного освещения в зданиях. Модернистские идеалы прозрачности и непрерывности между внутренним и внешним пространством получили широкое распространение.

Инженерное совершенство: окно сегодня

Современное окно — это не просто рама со стеклом, а сложная инженерная система, обеспечивающая теплоизоляцию, звукоизоляцию, защиту от взлома и ультрафиолетового излучения. Стеклопакеты с инертным газом между стёклами, нанотехнологичные покрытия, уменьшающие теплопотери, и композитные материалы рам — всё это позволило окнам сохранить свою эстетическую привлекательность при значительном улучшении функциональных характеристик.

Есть и культурная трансформация: окно перестало быть просто отверстием в стене — оно стало инструментом для формирования пространства. Архитекторы используют окна не только для освещения помещений, но и для создания определенного эмоционального воздействия, направления взгляда, установления связи между зданием и окружающей средой.

Преодоление границ: безрамное остекление

Логическим продолжением эволюции окна стали системы безрамного остекления, активно развивающиеся в последние десятилетия. Они позволяют максимально стереть границу между внутренним и внешним пространством, сохраняя при этом комфортные условия внутри помещения.

Современные системы, такие как JV Line от компании Forec, представляют собой беспороговое остекление с верхним подвесом, оставляющее пол абсолютно чистым. Такая конструкция позволяет создавать сложные конфигурации с поворотами и радиусными элементами, открывая до 100% проёма с различными системами парковки створок.

Система безрамного остекления JV Line

Система безрамного остекления JV Line

Эти технологии отлично подходят как для жилых, так и для коммерческих пространств, особенно для веранд, террас, беседок, летних веранд ресторанов. Они создают ощущение единства с природой, не требуя никаких компромиссов в вопросах комфорта.

Еще одно современное решение — система раздвижного остекления JV Slider, которая предназначена для остекления беседок, веранд, террас и устройства внутренних мобильных стеклянных перегородок. Особенностью системы является то, что все створки сцеплены друг с другом и движутся зависимо, что позволяет одним движением закрыть или открыть всю конструкцию.

Раздвижное безрамное остекление JV Slider

Раздвижное безрамное остекление JV Slider

Безрамные технологии остекления стали очередным этапом долгой истории окна, отражающей стремление человека к свету, воздуху и виду — трем базовым потребностям, которые окно удовлетворяет на протяжении всей истории архитектуры.

Взгляд в прошлое — окно в будущее

От первых отверстий в стенах доисторических жилищ до современных безрамных конструкций — эволюция окна отражает технологический прогресс, изменения в эстетических предпочтениях и образе жизни.

Сегодня, когда устойчивое развитие и энергоэффективность становятся приоритетными направлениями в архитектуре, окна играют ключевую роль в создании здоровой и экологичной среды обитания. Современные технологии позволяют окнам не только впускать свет, но и генерировать электроэнергию, регулировать микроклимат и даже служить информационными дисплеями.

Но что бы ни принесли нам новые технологии, основная функция окна остается неизменной: связывать нас с окружающим миром, не отказываясь от защиты и комфорта, которые дает нам дом. Как писал Роджер Норт в XVII веке: «Апертура [окно] нужна только для пользы…» И эта польза — не только практическая, но и духовная: ощущение связи с миром за пределами наших стен.